Но ОПЕК установила квоту в 30 млн баррелей в сутки, контролируя чуть менее трети мировых поставок.
Не секрет, что ОПЕК добывает значительно больше своего заявленного уровня квот. Сейчас уровень добычи составляет около 31 млн баррелей в сутки.
Саудовская Аравия, будучи фактическим лидером ОПЕК, намерена сохранить жесткий контроль над своей рыночной долей, и низкие цены на нефть в сочетании с высоким уровнем добычи позволяют давить конкурентов, в первую очередь американских сланцевых производителей.
Впрочем, Саудовская Аравия дополнительно усиливает конкуренцию, предлагая некоторым клиентам, в первую очередь в Азии, дешевые энергоносители.
Не все страны ОПЕК готовы идти вслед за Саудовской Аравией, тогда как небольшое снижение добычи просто даст сигнал мировым производителям об увеличении добычи и тогда любой рост цен будет временным.
Впрочем, Ирак, ОАЭ, а также страны, не входящие в ОПЕК, такие как Россия, также стараются держать добычу нефти на рекордных максимумах.
И это удерживает цены на низком уровне, так как рынок все еще сталкивается с избытком, который, по различным оценкам, составляет около 800 тыс. баррелей в сутки.
В JP Morgan подсчитали, что ноябрьское решение ОПЕК будет стоить картелю $200 млрд в год.
«Наш простой расчет показывает, что стратегия увеличения добычи нефти обойдется Саудовской Аравии примерно в $90 млрд в год, а странам ОПЕК в целом, вероятно, в $200 млрд в год», — говорится в сообщении компании.
Саудовская Аравия в текущей ситуации получает от продажи нефти примерно $210 млрд в год. Хотя ОПЕК сохранила статус-кво и не сократила производство в июне, в последнее время стали заметны небольшие изменения в риторике саудитов.
Так, недавно они заявляли, что весь картель и не входящие в ОПЕК игроки, такие как Россия, должны нести бремя сокращения добычи, как это было в 1986 и 1998 гг.
Даже для Саудовской Аравии $90 млрд в год — это очень много. Напомним, что резервы центрального банка королевства страны за первые четыре месяца сократились на $49 млрд с $732 млрд в 2014 г. до $683 млрд в апреле.
Стоит учитывать, что во многом сокращению резервов также способствовало решение нового короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда выплатить $30 млрд в виде премий, надбавок и аннулирования долгов в честь своего восхождения на трон. То есть реальные потери от низких цен на нефть составляют около $20 млрд, что в целом подтверждает прогноз JP Morgan.
Тем не менее в рамках ОПЕК потеря такой суммы кажется не такой критичной, хотя для отдельных стран, таких как Венесуэла и Нигерия, потеря даже незначительных сумм может быть критичной.
Но не все страны ОПЕК столкнулись с сокращением резервов. Кувейт, находясь в стороне от основной битвы, продолжает накапливать валютные резервы, даже несмотря на рекордно низкие цены на нефть.
По итогам 2014-2015 финансового года валютные резервы Кувейта достигли рекордного значения $592 млрд (179,2 млрд динаров). Они увеличились на $53 млрд с марта прошлого года.
При этом Саудовская Аравия и Кувейт нашли весьма изящный выход из ситуации, связанной с низкими ценами и падением нефтяных доходов.
Совсем недавно мы узнали, что Саудовская Аравия решила увеличить поставки дизельного топлива. До 2010 г. Саудовская Аравия вообще практически не экспортировала дизельное топливо, но уже в 2014 г. объем экспорта превысил 300 тыс. баррелей в сутки.
Саудовская Аравия достаточно активно начала работу на рынке дизельного топлива, а нынешнее увеличение поставок стало возможным после введения в эксплуатацию в апреле завода в Янбу, мощность которого составляет 400 тыс. баррелей в сутки.
Это очень большие объемы, и для перевозки такого количество дистиллятов необходимо несколько танкеров. Судя по всему, сейчас их используется не менее семи, включая танкер класса Suezmax Atina, вмещающий в себя 120 тыс. тонн.
Но так действует не только Саудовская Аравия. Кувейт реализует аналогичную стратегию и, видимо, весьма успешно. В прошлом году Кувейт потратил $12 млрд на модернизацию двух из трех перерабатывающих заводов.
Сейчас власти готовятся выделить деньги на строительного нового НПЗ «Аль Зур», мощность которого составит от 600 тыс. до 800 тыс. баррелей в сутки. Стоимость строительства, судя по всему, составит около $16 млрд. По крайней мере стоимость в соответствующем тендере была повышена с $2,9 млрд до $15,85 млрд.
После того как НПЗ будет запущен в 2018 г., перерабатывающие мощности Кувейта вырастут до 1,4 млн баррелей в сутки по сравнению с 930 тыс. баррелей в настоящее время.
Кувейт планирует потратить около $60 млрд на нефтяные проекты в ближайшие пять лет, чтобы модернизировать нефтяную отрасль и увеличить добывающие мощности до 4 млн баррелей в сутки.
В первую очередь поставки предназначены странам Европы, где традиционно присутствуют переработчики Индии и Южной Кореи. При переработке нефти также удается получить определенные преимущества.
Во-первых, создаются рабочие места, что благоприятно отражается на спросе и экономике в целом. Во-вторых, топливо продавать выгоднее, что очень важно в условиях падения цен на нефть и снижения соответствующих доходов.